Дайджест об Украине 2 февраля

Зеленского насторожили заявления Трампа о переговорах США и России. В интервью Ассошиэйтед Пресс он заявил, что говорить об Украине без Украины – «опасно для всех». Зеленский считает, что сначала нужно провести его встречу с Трампом, а потом переходить «к какому-то формату разговора с русскими». За столом переговоров он хотел бы видеть США, Украину и Россию. Также он сказал, что было бы справедливо и эффективно ещё участие Евросоюза, но признался, что не знает, как получится на самом деле. Следует отметить изменение риторики Зеленского. Он заявил, что сегодня Украина близка к миру как никогда за три года, и что она отстояла своё «государство, независимость, страну, много городов и сёл». Он по-прежнему говорит о желании вступить в НАТО и западных миротворцах, но про «план победы», «план стойкости», «второй саммит мира» и прочие подобные инициативы не вспоминает.

Оппозиционная чешская партия ANO, которая по опросам общественного мнения будет лидером на парламентских выборах в Чехии в октябре, обещает в случае возвращения к власти остановить чешскую инициативу по закупке боеприпасов для Украины. Нынешнее правительство в Праге опасается, что лидер ANO и бывший премьер-министр Андрей Бабиш может отвернуться от Украины и укрепить связи с дружественными России лидерами, такими как Виктор Орбан из Венгрии, Роберт Фицо из Словакии и вероятный следующий канцлер Австрии Герберт Кикль.

До сих пор не сообщается, что стало причиной взрыва в военкомате Ровно, и кто его осуществил. Но главком Сухопутных войск Украины генерал Драпатый разразился гневным постом в соцсетях. По должности он отвечает в том числе за работу военкоматов. В своём посте генерал ничего не пишет о массовых нарушениях закона военкомами, силовой мобилизации и коррупции. Но при этом заявляет, что убийство военкомов и нападение на военкоматы – красная черта, которую нельзя переходить. Генерал пугает, что без наказания «убийц, злопыхателей и предателей» Украина получит ещё больше убитых в тылу военкомов – на заправках, в супермаркетах, в подъездах и на улицах.

Тем временем депутат Верховной Рады Мазурашу жалуется, что в Каменце-Подольском военкомы противозаконно мобилизовали преподавателя ВУЗа. Его обманом заманили в военкомат, заставили подписать бумаги, за 5-7 минут провели через медкомиссию и отправили на полигон несмотря на бронь. Депутат готовит отмену незаконного решения. Но, по его словам, обычно в таких случаях военкомы признают, что были неправы, однако утверждают, что теперь уже не могут ничего сделать, поскольку у них нет оснований и возможностей вернуть мобилизованного обратно «на гражданку».

А украинский кабмин внёс изменения в свое постановление о бронировании. Согласно новым правилам, бронь от мобилизации получили все прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры Украины. Но если антикоррупционных прокуроров освободили от армии полностью, то остальных работников органов прокуратуры с лета бронируют только на 50%. Раньше, как известно, спасением для них часто становилась фальшивая инвалидность, но после крупного скандала с этим стало сложнее.

За год уровень пользования государственными электронными сервисами на Украине упал с 64% до 55%. Также заметно меньше стало людей, которые оформляют через интернет пенсии, субсидии и налоговые услуги. Формально причиной украинцы называют отсутствие потребности в цифровых сервисах. Либо признаются, что не доверяют электронным госуслугам. Но в действительности люди по понятным причинам всё больше пытаются не привлекать к себе внимание – избегают обновления данных в военкоматах, боятся вопросов о налогах или денежных переводах. В условиях мобилизации и роста налогов действительно проще отказаться от госуслуг, чем попасть в новую базу призывников или под пристальное внимание налоговой.

Таким стало для Украины 2 февраля