Без вариантов. На выборах в Белоруссии – триумф Батьки. Лукашенко сегодня принимает поздравления. Он в седьмой раз выиграл президентские выборы, опередив своих конкурентов в десятки раз. Александр Григорьевич по...
Без вариантов. На выборах в Белоруссии – триумф Батьки. Лукашенко сегодня принимает поздравления. Он в седьмой раз выиграл президентские выборы, опередив своих конкурентов в десятки раз. Александр Григорьевич по продолжительности правления и количеству переизбраний уже обошел Елбасы Назарбаева и, если не случится какого-то совсем уж форс-мажора, имеет все шансы досидеть на своем посту.
В седьмой президентский срок Лукашенко вошел уверенно. Никаких беспорядков и баррикад. Даже жалоб на серьезные нарушения не было. Главные площади оказались пустынными, лишь заезжие репортеры западных телеканалов грустно кучковались, ожидая хоть какой-то активности.
Небольшой майданчик на удаленке прошел в Варшаве. Там сбежавшие от Бацьки оппозиционеры устроили шествие с длинным бело-красно-белым флагом. На оппозиционных сайтах все выглядело неплохо, но виды с дронов выдавали халтуру. Выглядело все, как будто кто-то посреди площади выдавил тюбик с зубной пастой. Какого-то заметного скопления людей вокруг флага не наблюдалось. Провластные каналы по этому поводу даже позубоскалили – флаг сшить успели, а на массовку Трамп денег не дал.
Накануне некоторые источники, как белорусские, так и российские, писали про всевозможные угрозы дестабилизации в день выборов и накануне его. Даже о военном вторжении со стороны Украины или Польши силами всяких «калиновцев» и «хоругвей» говорили. Знаю, что и власть к таким вариантам готовилась. В итоге – тишина. Даже интернет, как раньше, не отключали.
Вчерашние президентские выборы принесли Лукашенко рекорды. Явка составила небывалые 85,7%, а за него проголосовали не менее рекордные 86,82% избирателей. К объявленной цифре явки вопросы, признаться, есть. В соответствии с новым избирательным кодексом, выборы проводились только на избирательных участках, расположенных в самой Беларуси. Диаспора практически не голосовала.
114 человек, приехавших на выборы из-за границы погоды совершенно не сделали. А за границей белорусских граждан живет немало. Только оппозиционеров, сбежавших после 2020 года сотни тысяч. И в Россию на заработки уехало не меньше. Это же как нужно было мобилизовывать избирателей внутри страны, чтобы получить такие цифры!
Но, в любом случае, это ничего не меняет. Проценты голосов, поданных за каждого из кандидатов, выглядят вполне реалистично. Я и до голосования говорил, что в этот раз Лукашенко получит не менее 85% голосов. Получилось чуть больше. Так что, как бы то ни было, в том, что он законно переизбран на очередной срок, сомневаться не приходится.
Выборы, по сути, были безальтернативными. Наличие четырех «альтернативных кандидатов» ничего не меняло. Реальных конкурентов у Лукашенко в Беларуси сейчас нет и не предвидится. Эти четверо, скорее, олицетворяли присутствие в Белоруссии демократии и плюрализма мнений, чем бросали вызов действующему президенту.
Второе место с результатом 3,21% занял лидер белорусских коммунистов Сергей Сыранков. Он был активен, да и коммунистические идеи не утратили своей привлекательности для части электората. Отсюда, наверное, и результат. Но коммунистические идеи он совмещал с идеями «системных националистов» и, кроме памятников Сталину, призывал к репрессиям против пророссийских активистов. Такой «национал-коммунизм» выглядел противоестественно и вызывал отторжение. Прежнее руководство Компартии, хоть и не было идеальным, но выглядело намного симпатичнее.
Третьим стал Олег Гайдукевич, лидер местных либерал-демократов. В белорусской политике он пытается занимать место Жириновского. Это не удивительно, с покойным лидером ЛДПР Гайдукевичи дружили семьями. Говорит много и ярко. Из всех кандидатов, пожалуй, самый пророссийский. Но он и в мыслях не может допустить несогласие в чем-то с главным белорусским политиком.
Четвертая – Анна Канопацкая. На прошлых выборах она изображала либеральную оппозиционерку, критикуя остальных оппозиционных кандидатов за то, что они «марионетки Кремля». Сегодня амплуа осталось прежнее, но роль поблекла. Критиковать стало некого.