Глава Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский попытался снять неловкость, возникшую из-за неудачной попытки Трампа сказать российскому народу нечто приятное. Ответом стала критика в соцсетях в отношении самого Мединского – помощника Президента РФ, бывшего министра культуры.

Сначала напомним и вправду неуклюжее высказывание Трампа, взятое из его поста в социальной сети Truth Social. Отметим: это высказывание было призвано (при всей его неуклюжести) подсластить для россиян содержащуюся в этом же посте пилюлю – угрозу санкций в случае продолжения конфликта с Украиной. Вот текст Трампа:

«Мы никогда не должны забывать, что Россия ПОМОГЛА нам выиграть Вторую мировую войну, потеряв в этом процессе 60 000 000 жизней», - написал новый президент США.

Мединский поместил это высказывание в контекст: в конце концов, надо учитывать, что в США не отмечают праздники победы над нацизмом, та война находится на периферии общественного сознания. А если и вспоминается, то в свете подвигов именно американских солдат и Холокоста. Немудрено, что 78-летний политик вместо 26-27 миллионов погибших советских людей выдал цифру в 60 миллионов, а ведущую роль в победе и вовсе приписал США. Смысл высказывания Мединского таков: высказывание Трампа – неточно и потому обидно, но за ним не стоит злого умысла.

"То, что Россия помогла Америке… Ну, что ж, это хорошо, что президент [Трамп] так сказал. Здесь он занимает здравую позицию", — сказал Мединский, а потом поясняет свою позицию: «Потому что cейчас превалирующий на Западе дискурс – такой, что Россия мешала Америке победить Гитлера».

Здесь Мединский прав. В подтверждение можно вспомнить и постановление Европейского парламента, объявившего нацистскую Германию и Советский Союз равно ответственными за страдания людей в период Второй мировой. Можно вспомнить и постоянно повторяемую неправду, что Сталин якобы был союзником Гитлера в период между подписанием пакта о ненападении в августе 1939 года и нападением Германии на СССР 22 июня 1941 года.

Да, именно эти вещи сейчас и в ЕС, и в США говорят и повторяют, а возражающим затыкают рты. И Мединский сей факт призвал учитывать, когда снисходительно отнесся к неуклюжему, но благонамеренному «посланию во вселенную» от Трампа.

А вот критики Мединского, как это часто бывает, упростили ситуацию, приняв его призыв учитывать контекст за согласие с Трампом.

Конечно, Мединский, посвятивший не одну статью и не одну лекцию теме потерь нашего народа в Великой Отечественной войне, знает факты и с Трампом не согласен. Отвечая на вопрос телекомментатора Евгения Попова, Мединский назвал и огромную нашу беду – мы прока еще не знаем точных цифр наших общих потерь в ту войну.

Тем не менее требовать, как это делают критики Мединского, чтобы президент США только хвалил нашу историю – да еще и с использованием привычных нам выражений – такое требование вряд ли справедливо.

Приведу пример. С шестидесятых годов двадцатого века и до горбачевской перестройки советские люди называли другую цифру наших потерь – не 27 миллионов, как теперь, а 20 При Сталине называли цифру еще меньше – 7 миллионов. Значит ли это, что повторявшие эти цифры люди злонамеренно занижали наши потери и как-то их не уважали? Нет. Просто цифра в 20 000 000 (двадцать миллионов жизней!) придавливала, поражала – и масштабами трагедии, и величием подвига. Так что Мединский не проявляет ничего, кроме дипломатичности, одобряет Трампа хотя бы за поиск «правильного порядка» цифр. Надо понимать, что в современной Америке и такое сочувствие России – доблесть.

То же можно сказать и об отказе Мединского осудить снявшегося в американском фильме российского актера Юрия Борисова, оказавшегося номинированным на премию «Оскар». Наши актеры имеют право сниматься в зарубежных фильмах. А лишают их этого права враги России.