В публичном пространстве много говорят о намерениях новой администрации США "надавить" на Киев и Москву и предложить некую "сделку" по мирному решению конфликта вокруг Украины. Обсуждают его заморозку по линии соприкосновения, ввод на Украину западных "миротворцев", отказ Киева от членства в НАТО. Насколько реальны такие перспективы?

— Говорят об этом действительно много, но официально ничего конкретного не предлагали. Видимо, мы являемся свидетелями зондирования позиций и попыток определения контуров возможной "сделки". Одновременно идет нагнетание информационного фона. Это такой специфический переговорный стиль, характерный для некоторых сфер бизнеса. Сначала создается искусственный ажиотаж и атмосфера непредсказуемости, а затем предлагаются пути деэскалации в обмен на уступки и односторонние преимущества.

Говоря о намерениях новой администрации США, нельзя забывать, что Вашингтон — автор украинского кризиса и напрямую вовлечен в конфликт на стороне Киева. Он использует этот конфликт в том числе как инструмент обеспечения своей "глобальной гегемонии". Американские доктринальные документы не изменились, в них Россия рассматривается в качестве одного из главных врагов. В Вашингтоне действует двухпартийный консенсус по вопросу нанесения нашей стране "стратегического поражения". Остановка боевых действий нужна США, чтобы снизить расходы на содержание киевского режима, ставшего для них "убыточным активом", и переложить бремя ответственности за его выживание на европейских партнеров.

В свою очередь российская сторона открыта к реалистичным предложениям и готова к серьезному разговору. Как не раз отмечалось, мирное урегулирование возможно на основе стамбульского документа 2022 года, в котором говорилось о нейтральном внеблоковом безъядерном статусе Украины, ее демилитаризации и денацификации, неразмещении на ее территории иностранных войск и баз, при учете современных территориальных реалий и искоренении всей совокупности первопричин украинского кризиса. Кроме того, для начала переговоров должны быть решены юридические аспекты, связанные с нелегитимностью Зеленского и его указом о запрете их ведения.

— Есть ли у России конкретные предложения от стран, которые готовы принять у себя на территории возможные будущие переговоры по украинскому урегулированию?

— У нас нет недостатка в таких предложениях. Некоторые страны ранее уже предоставляли площадки для переговоров, прежде всего — союзная нам Белоруссия. Мы признательны нашим партнерам за готовность оказать посреднические услуги и предоставить площадки. Однако сейчас главный вопрос не в том, где именно будут проходить переговоры, а в том, с кем и о чем можно говорить и договариваться.

— Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что Зеленский может попытаться втянуть Белоруссию в военные действия. Наблюдаются ли попытки Киева сделать Минск стороной конфликта?

— Предостерегающие заявления президента Белоруссии полностью оправданны. Мы внимательно следим за высказываниями представителей киевского режима и активностью ВСУ в приграничной зоне с Белоруссией. Знаем о провокациях. На фоне успешного продвижения российских войск киевский режим способен на самые циничные и безрассудные шаги.

Нет сомнений, что белорусские вооруженные силы и органы безопасности способны самостоятельно справляться с внешними и внутренними угрозами. Россия в соответствии с союзническими обязательствами, которые в 2024 году были закреплены в Концепции безопасности Союзного государства и двустороннем межгосударственном Договоре о гарантиях безопасности, готова предоставить Минску необходимую помощь и предпринять шаги для защиты общего оборонного пространства. На территории Белоруссии развернута совместная Региональная группировка войск (сил), размещены современные российские оборонные комплексы и нестратегическое ядерное оружие. В соответствии с договоренностью лидеров наших стран, озвученной на заседании Высшего госсовета Союзного государства в Минске в декабре 2024 года, в Белоруссии также будут размещены российские БРСД "Орешник".

— Как российская сторона оценивает итоги прошедших в Белоруссии президентских выборов?

— Результаты выборов более чем убедительно продемонстрировали твердую поддержку белорусскими избирателями проводимой президентом Александром Лукашенко политики внутри страны и во внешних делах. Это в полной мере касается и последовательного курса на укрепление традиционно близких связей братских народов России и Белоруссии, строительство Союзного государства и развитие взаимовыгодного партнерства в рамках общих для нас интеграционных многосторонних объединений. Как известно, президент России Владимир Путин поздравил Александра Лукашенко с победой на выборах и пригласил его посетить нашу страну.

— Есть ли предпосылки для возобновления диалога Белоруссии с Западом?

— Как известно, Запад сам и часто в ущерб собственным экономическим интересам отгородился от России и Белоруссии и делает все, чтобы разорвать оставшиеся нити сотрудничества. Нас подвергают беспрецедентному незаконному санкционному давлению. На наших западных рубежах идет агрессивное военное строительство, создающее угрозы безопасности Союзного государства. Продолжается юридическая агрессия и попытки вмешательства во внутренние дела России и Белоруссии.

Представители Запада хором назвали прошедшие в Белоруссии президентские выборы "фиктивными" и "недействительными". Подобные оценки от стран, которые даже не участвовали в наблюдении за голосованием, говорят о том, что на Западе не намерены отказываться от высокомерной политики "двойных стандартов" и попыток вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

— Как вы могли бы прокомментировать ситуацию с энергообеспечением Приднестровья?

— Приднестровье, где проживают около 220 тыс. российских граждан, находилось на грани гуманитарной катастрофы. Такая ситуация была вызвана решением Киева прекратить с 1 января транзит российского газа через территорию Украины и отказом Кишинева признать задолженность за поставленный газ.

В сложившихся условиях российская сторона оперативно предложила новый механизм гуманитарной поставки газа. Затем свою схему также выдвинул Европейский союз. В обоих случаях речь шла о газе российского происхождения. Однако оба варианта продолжительное время блокировались молдавской стороной. Рады, что 1 февраля первый газ все-таки начал поступать в Приднестровье и острота проблемы была снята. Тем не менее предстоит найти постоянное решение вопроса устойчивого газоснабжения. Российская сторона готова продолжать этому содействовать.

— Каковы сейчас условия работы российских дипломатов в Молдавии? Не фиксируется ли провокаций?

— Быть российским дипломатом в Кишиневе сейчас непросто. В 2023 году молдавские власти ввели жесткие квоты численности нашего посольства. В 2024 году под надуманными предлогами двух наших дипломатов объявили persona non grata. Мы были вынуждены реагировать зеркально. Наш новый посол после приезда в Кишинев три недели ждал передачи копий верительных грамот в МИД Молдавии, а вручение их оригиналов президенту откладывается уже четыре месяца.

Несмотря на это, наше посольство продолжает работать над сохранением российско-молдавских связей, имеющих глубокие исторические корни, поддерживает контакты с общественно-политическими кругами, выступающими за конструктивные отношения с Россией.